Инструменты сайта


Мамкин, Александр Петрович

Советский гражданский лётчик, участник Великой Отечественной войны. Участвовал в операции «Звёздочка» по эвакуации с оккупированной территории детского дома в количестве около 200 человек, во ходе которой совершил 9 перелетов через линию фронта. Во время очередного полёта пилотируемый им самолет с детьми был был атакован немецким ночным перехватчиком и загорелся. Тяжело раненый лейтенант Александр Мамкин не покинул подбитую машину, заживо сгорая он продолжил полет, дотянул до линии фронта и посадил горящий самолет на советской территории. Все 13 человек, кого он перевозил в последнем полете, остались живы.

К марту 1944 года 28-летний Александр Мамкин был уже опытным пилотом. Ещё до войны он успел поработать в гражданской авиации — летал в Таджикистан, возил грузы, доставлял пассажиров. С первого дня войны он рвался на фронт, но только в 1942 году был зачислен в 105-й полк. За два года он больше 70 раз с разными заданиями летал в тыл к фашистам на многоцелевом биплане Р-5.

Детский дом №1 в городе Полоцк был открыт до начала Великой Отечественной войны. В июне 1941 года на подступах к городу развернулись бои, работники детского дома попытались эвакуировать детей на Восток. Однако быстрое продвижение немецких войск, перерезавших пути в советский тыл, не позволило этого сделать, и детдом вынужден был вернуться назад в город. В годы войны детдом постоянно пополнялся детьми расстрелянных подпольщиков и жителей города и окрестностей. И к концу 1943 года в детдоме находилось около 200 детей и воспитателей.
Поздней осенью 1943 года, не желая больше кормить детей в городе, фашисты перевезли детский дом в деревню Бельчица южнее Полоцка, где дети должны были сами добывать себе еду. В судьбе детей предвиделось два варианта событий. Фашисты могли их сделать донорами для солдат германской армии, а затем просто бы всех уничтожили. Или же здоровые дети могли быть вывезены в рабство в Германию, больные уничтожены.
Так началась операция «Звездочка». В феврале 1944 года, несмотря на пристальное внимание оккупантов, партизаны Полоцко-Лепельской зоны скрытно вывели из города более 150 воспитанников и около 40 работников детского дома вглубь подконтрольной им территории. Это было первых этапом спасения.
Весной 1944 года немецкое командование решило провести карательную операцию под кодовым названием «Весенний праздник» против партизанских отрядов Полоцко-Лепельской партизанской зоны, конечная цель — полное их уничтожение. Для чего стало стягивать вокруг партизанской зоны дополнительные силы, в частности, снятые с фронта части. Нахождение детей на партизанских территориях стало небезопасным, в любое время могла начаться смертельная схватка с врагом. Детей обязательно необходимо было переправить за линию фронта на Большую землю. Штабом партизанского соединения было решено осуществить в конце марта — начале апреля по договоренности с командованием 1-м Прибалтийским фронтом эвакуацию детей самолётами в советский тыл. Так появился второй этап операции «Звёздочка».
Командующий 1-м Прибалтийским фронтом Баграмян И. Х., в зоне ответственности которого находилась местность в районе Полоцка, распорядился силами 3-ей воздушной армии вывезти детей. В конце марта — начале апреля 1944 года эту эвакуацию осуществили летчики 105-го отдельного гвардейского авиаполка ГВФ (этот авиаполк Гражданского Воздушного Флота СССР был включен в состав действующей армии). Ответственное задание было поручено летчикам 105-го гвардейского авиаполка. Командование выделило лучших - капитана Дмитрия Кузнецова на самолете У-2 и лейтенанта Александра Мамкина на - Р-5. На партизанский аэродром, организованный на покрытом льдом озере Вечелье рядом с деревней Ковалевщина юго-восточнее Ушачи, по нескольку раз в сутки стали прилетать за детьми и ранеными партизанами из-за линии фронта летчики Дмитрий Кузнецов на самолёте По-2, Александр Мамкин на более вместительном специально подготовленном для грузовых операций самолёте Р-5 и другие.

На 10-е апреля в тылу врага на освобождённой партизанами территории Полоцко-Лепельской зоны ещё оставалось 28 детей. Александр Мамкин уже успел совершить восемь успешных ночных рейсов, каждый раз управляя максимально загруженным детьми и ранеными партизанами самолётом. В девятом полёте ночью 11 апреля 1944 года Мамкину предстояло эвакуировать на Большую землю 13 человек: в кабине штурмана 7 детей, в специальном грузовом контейнере под фюзеляжем ещё 3 детей и воспитательницу, а также в подвешенных под нижними консолями крыла торпедообразных контейнерах двух тяжелораненых партизан. На рассвете, не долетев до линии фронта, самолёт подвергся зенитному огню, а затем над линией фронта был атакован немецким ночным перехватчиком — в этот раз осколки снарядов прошили двигатель, и он загорелся, а лётчик был ранен в голову. Линию фронта лётчик, уже тяжелораненый, пересёк, управляя горящим самолётом. По инструкции он должен был набрать высоту и выпрыгнуть с парашютом, но, имея живых людей на борту, не сделал этого.
От загоревшегося мотора пламя добралось до кабины пилота. Горела одежда, горел шлемофон, плавились лётные очки, ноги Александра уже обуглились, но он вёл самолёт на восток, пока не нашел подходящую площадку на берегу озера Болныря недалеко от расположения частей Красной Армии. К тому времени прогорела даже перегородка, отделяющая кабину пилота от пассажиров, и на некоторых детях начала тлеть одежда. Александр Мамкин выбрался из кабины сам, но передвигаться уже не мог. Прежде, чем потерять сознание, он задал единственный вопрос: «Дети живы?».
Прибывшие на место посадки бойцы Красной Армии доставили лётчика в госпиталь, но ожоги и ранение были слишком сильны.
В госпитале выяснили, что к моменту посадки ноги у него сгорели до костей, а очки оказались вплавлены в лицо.
Через шесть дней, 17 апреля 1944 года, Мамкин скончался в госпитале.
Все 13 человек, кого он перевозил в последнем полете, остались живы. Летчик, приняв страшную смерть, пожертвовал собой ради спасения жизни детей.

В статье «Подвиг Александра Мамкина», написанной Людмилой Жуковой, дочерью однополчанина Александра Петровича Мамкина, есть такие строки:
Медики не могли объяснить, как мог управлять полётом и посадкой тяжелораненый человек в пылающей кабине, с вплавившимися в лицо очками-«консервами». Каким чудом выбрался из кабины и шагнул к пассажирской — на обгорелых до косточек ногах?

Источники:

http://www.sovross.ru/articles/1723/40500

https://life.ru/p/1321337

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мамкин,_Александр_Петрович

Только авторизованные участники могут оставлять комментарии.

Инструменты пользователя

Инструменты страницы

Инструменты сайта